Чем угрожает Украине создание муниципальной стражи

munitsipalnayastrazhaНе всякая децентрализация Украине полезна. Тем более во время войны с Россией. Это вот-вот могут доказать лоббисты законопроекта №2890 «О муниципальной страже» который скоро может быть принят украинским парламентом. Причем докажут дорогой ценой. Ведь проект не только призван узаконить возможность создавать «личные армии» местным региональным элитам со всеми вытекающими из этого рисками. Но и угрожает продолжением «русской весны» на наших территориях в будущем.

Угроза сепаратизма

Закон №2890 создаст организационную основу для нового всплеска сепаратизма. Поскольку большинство депутатов местных советов получают возможность формировать и контролировать альтернативную местную полицию (ч. 1 ст. 1; ст. 5; ч. 2 и ч. 3 ст. 8; ст. 9; п. 1 ч. 1 ст. 15; п. 2 ч. 2 «заключительных положений»). Итоги последних местных выборов дали повод говорить о реванше регионалов. Даже если не считать кандидатов-перебежчиков в списки условно проукраинских партий, большинство на местах в прифронтовых регионах сейчас вновь имеют пророссийские политические силы.

И эти силы могут получить возможность не только создать прикрытие для деятельности диверсантов и террористических групп вражеской страны, но организовать и легализировать свой массовый силовой «правоохранительный» блок.

Например, в Харькове, согласно тексту законопроекта, количество таких «муниципальных стражников» может достигать 1500 человек (ч. 4 ст. 6). В других городах областного значения этой прифронтовой области – Изюме, Купянске, Лозовой, Люботине, Первомайськом и Чугуеве – их может быть меньше, но согласно той же пропорции от количества населения (ч.1 ст.1).

Таким образом, даже вопреки тому, что в законопроекте у «муниципальной стражи» есть право на использование лишь резиновых дубинок и слезоточивого газа (ст. 16), в кризисный момент у такой массовой организованной силовой структуры под пророссийским контролем легко появится огнестрельное оружие. Причем выдуманный между чтениями законопроекта депутатами «Самопомочи» «предохранитель» – право СНБО «приостанавливать деятельность муниципальной стражи» (ч. 7 ст. 5) – не является достаточной защитой. Ведь при такой «приостановке» со стороны ведомства Турчинова ни боевики, ни их структура моментально не исчезнут.

Угроза феодализации Украины

Но даже если бы не было гибридной войны с Россией, закон №2890 все равно бы широко использовался против местных общественных и политических активистов. Ведь региональные элиты, контролирующие местные советы, получат дополнительные возможности с помощью таких «личных армий». Они смогут оказывать давление на своих политических оппонентов, на долгие годы консервируя свою власть на определенной территории.

Каким образом? Закон №2890 позволит «страже» способствовать выполнению подзаконных актов местных советов, а также требовать исполнения этих актов от людей (п. 7 ч. 1 ст. 2, п. 1 ч. 1, ст. 15). К тому же советы смогут давать «страже» дополнительные задания, права и обязанности (ч. 2 ст. 8). Тут следует напомнить об украинских реалиях – нормы подзаконных актов местного самоуправления иногда противоречат действующему законодательству. Например, есть города, где, вопреки законодательству, депутаты выдумывают комендантский час для жителей или правила проведения протестов. Но если за годы независимости Украины милиция в основном усвоила, что страна унитарна и подобные вопросы решает исключительно всеукраинский парламент, то действия «муниципальной стражи» в подобных ситуациях вызывают серьезные опасения. Тем более что закон №2890 позволит «страже» задерживать людей за публичные призывы в любой форме к невыполнению распоряжений или требований «стражников» (п. 1 ч. 2 «Заключительных положений»).

Помимо этого, закон №2890 еще и легализирует «титушек» – разрешит «страже» привлекать в том числе людей без опознавательных знаков для «проведения профилактических и других мер» по охране публичного порядка (ч. 2 ст. 11). Такое привлечение хотя и должно происходить «в установленном законом порядке», но ни законопроект, ни действующее законодательство такого порядка для «помощников стражников» не предусматривают. Поэтому, например, такие люди не обязаны носить специальную форму с именем «стражника» на ней (ч. 3 ст. 18). Самим же «стражникам» не запрещено скрывать свои имена на форме.

При таких правилах игры вполне возможны силовые столкновения «личных армий» с оппозиционными местным элитам общественно-политическими активистами. А в перспективе – с Национальной полицией и другими силовиками центральной власти.

Кто виноват и что делать

Не все из формальных нардепов-соавторов законопроекта №2890 знают его текст. Об этом свидетельствует хотя бы мой разговор с комбатом Андреем Тетеруком из «Народного фронта». Хотя это странно, ведь из открытых источников легко узнать, откуда на самом деле растут ноги. Проект был разработан Ассоциацией городов Украины, а также лоббировался Национальным конгрессом местного самоуправления. Президентом ассоциации и сопредседателем Нацконгресса является регионал Юрий Вилкул, вице-президентом – Геннадий Кернес. Кроме этой ассоциации, в Национальный конгресс также входит Украинская ассоциация районных и областных советов, президентом которой, а также сопредседателем Нацконгресса является харьковский регионал Сергей Чернов. Очевидно, что наиболее активный публичный лоббист законопроекта – экс вице-президент вышеупомянутой ассоциации Владимир Гройсман, который летом успешно обеспечил голосование за №2890 в первом чтении. Сейчас к лоббированию принятия проекта присоединился министр регионального развития Вячеслав Негода.

Зачем условно проукраинские политики присоединились к экс-депутатам Партии регионов в продвижении опасного для государства и граждан документа? Не факт, что по злому умыслу. Ранее группа прогрессивных киевских нардепов и общественников уже пытались лоббировать альтернативный закон о полиции №1692-1, в котором тоже была «муниципальная полиция» – намного лучше прописанная, но все с теми же основными рисками. Почему? В Киеве традиционно плохо понимают особенности местных политических реалий в регионах и… равняют всех по себе.

Понять такое стремление после Майдана, в общем-то, можно. Вот у Януковича все силовики были «централизованы», и вспомните, мол, что из этого получилось. Давайте попробуем теперь создать новую систему с вполне легальными силовиками местных князьков. К тому же и проукраинские неправительственные «самообороны» нужно каким-то образом в правовое поле государства возвращать.

Но поскольку благими намерениями вымощена дорога в ад, то я все же попросил бы лидеров проукраинских фракций для начала серьезно задуматься о том, нужен ли этот элемент децентрализации во время войны с Россией. А если политики все же решатся проводить эту реформу именно сейчас, то я и мои коллеги советуем проводить ее не по всей Украине, а в тестовом режиме – в центральных и западных областях. Для этого можно либо не принимать в парламенте №2890, а регистрировать новый с соответствующими изменениями, либо отравить его на повторную доработку в профильный комитет Верховной Рады.

Что делать с проукраинскими «самооборонами»? Можно применять подзабытый, но действующий закон «Об участии граждан в охране общественного порядка и государственной границы», согласно которому подобные силовые общественные формирования подчинены одновременно и самоуправлению, и центральной власти в виде местной администрации, милиции и пограничников.

Михаил Лебедь, эксперт по вопросам парламентского лоббирования и свободы собраний в Украине

Джерело: POLITEKA

Залишити відповідь